понедельник, 13 ноября 2017 г.

Материальная культура. Импровизационный квилт

Импровизационное шитье, которое активно используют в своих работах приверженцы Нового современного квилта (Modern quilt),




строго говоря, существовало всегда и использовалось для создания изделий из остатков ткани. Ткани не обрезались до одинаковой формы и размера, а сшивались произвольно в полосы или квадраты, из которых потом собиралось большое полотно.Таким образом ни один сантиметр  не пропадал.  Точно совпадающие уголки и идеально сшитые и простеганые квилты-другая эстетика нашего вида творчества. Имровизационная сборка не была особой техникой шитья, она была необходимостью создать из старого новое с наименьшими потерями. К таким квилтам и покрывалам долгое время не относились серьезно. Только в 90-е годы прошлого века деревенские одеяла Швеции,

 



 Австралийские "вагга"


и конечно, квилты "Джиз бенд" (Gee's Bend), маленькой деревни в Алабаме, стали показывать на престижных выставках и сравнивать с работами абстракционистов 20 века.
Афроамериканский текстиль "открыл" для мира коллекционер и историк искусства Уильям Арнет,  пропагандировать и обращать внимание на их красоту одной из первых начала Нэнси Кроу.


Я помню странное ощущение от их вида, когда они, огромные и неровные, извиваясь висели рядом с идеально сшитыми и простегаными плоскими "традиционными", как мы их сейчас называем, работами. При этом их сиротский вид не вызывал жалости. Крупные детали смелые сочетания цветов вызывали невольное уважение к их создателям, которые, пользуясь теми тканями, которые были под рукой, все же добивались выразительности и грамонии.

 

В России, конечно же, тоже шили подобным образом. Не что иное, как импровизационная сборка, квадраты составлены из лоскутков в произвольном порядке, хотя большинство полос  ровно обрезаны для удобства сшивания


Импровизационная сборка квилтов была обречена на успех, квилт становился видом искусства, строгие правила,  касающиеся сборки и стежки, идеально ровная решетка из блоков или медальон, доминировавшие в конструкции квилтов, обязательная симметричность сковывали фантазию художников.

Тем не менее, в импровизационной сборке есть свои трудности. Когда квилт шьется с помощью ножа и линейки, то каждая деталь, каждый блок проверяется на точность размера, о направлении нитей в ткани и о каждом миллиметре приходится заботиться, чтобы в результате получился максимально  точный прямоугольник, который необходимо правильно простегать, чтобы получилось плоское изделие с прямыми углами. При импровизационной сборке направление нитей не учитывается, шов не обязательно идеально прямой,  куски практически никогда не получаются правильных форм, если конечно не используется шитье по бумажным шаблонам, сшитое полотно бывает пузырится. Поэтому часто импровизационные квилты стегаются очень плотно, чтобы с помощью стежки исправить некоторые неровности. Постоянное подравнивание деталей приводит к большему расходу ткани. То есть планировать импровизационную сборку надо обязательно, особенно важно заранее определиться с цветом, чтобы потом шить не отвлекаясь.

В импровизационном шитье, как и в любом другом, крой очень важен, только в импровизационном он свободный. Я не в курсе, что по этому поводу пишут в книгах, а их написано огромное количество, но я знаю, как учит кроить Нэнси Кроу. За одно занятие, она десятки раз повторяет, что нож-это карандаш художника по текстилю, линии, которые мы проводим ножом, отрезая очередную деталь, повторяются в швах и становятся элементами композиции нашего квилта. Нэнси для большинства своих работ выкраивает ножом даже мельчайшие детали. В этой все мелкие полосочки выкраивались индивидуально ножом, одна за другой.


Вот этот квилт , например, был намного скучнее, если бы его детали были полосы были одной ширины и выкроены по линейке.


Овладеть в совершенстве импровизационной сборкой нельзя без опыта в традиционном пэчворке. Дисциплинна при стачивании деталей с постоянным припуском, утюжка, умение вшивать кривые, у-образные швы, знание приемов скоростного шитья. Часто импровизационное шитье является лишь частью сложных композиций, сборку которых нужно делать по "выкройкам", ведь в хорошей композиции все основные линии должны быть выверены. Coleen Kole:
PS
После публикации появились вопросы, на которые легче ответить здесь, в тексте, чем в комментариях. Хочу еще раз подчеркнуть, что шитье "без правил" не значит, что и работа сложится сама собой, без принятия решений о ее композиции.

Само слово "импровизационный" предполагает интуитивный выбор, не основанный на каком-то плане. Однако интуитивный выбор начинающего автора и опытного будет разным. Опыт работы с цветом разный, требования к линиям у первого нулевые, у второго линия играет огромную роль. Ваша личность и опыт отразятся в вашем выборе. А выбор вы делаете каждый раз, когда берете следующую полосу для пришивания и угол, под которым она пришивается к предыдущей.
В основном процесс выглядит так

как только вы сошьете первый мотив произвольно и без плана в голове, так сразу он начнет подсказывать что делать дальше, то есть следующие вы будете шить отталкиваясь от первого и по типу первого. Врядли вы следующий будете шить из криволинейных деталей, если первый сшит из прямых. Когда будут готовы несколько, степень свободы станет еще меньше, то есть для того, чтобы сделать хорошую композицию придется где-то добавлять, где-то обрезать, дошивать новые части, добавлять новые цвета. И пусть крой будет не по линейке, а шитье импровизационным, автор уже работает опираясь на то, что готово. Поэтому часто в импровизционном шитье делают много однотипных мотивов из тканей выбранных цветов, так окончательная сборка упрощается, просто обрезаются все мотивы и сшиваются вместе. В сложных композициях импровизационно выполняются лишь отдельные части, а окончательная сборка уже идет согласно выбранному плану. ЕСли план меняется или  половина мотивов не подошла по цвету, тема развивается дальше и получается серия работ.  То есть импровизационная сборка не означает что вас удовлетворит случайно получившаяся композиция, хотя композиция  часто рождается в процессе.


Однотонные ткани для импровизационного шитья


5 комментариев:

  1. Спасибо за статью! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
  2. Вот интересно, а работы Галины Воловой можно отнести к импровизационному шитью?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно можно, в ее работах есть большая доля импровзации, все ее мотивы разные,сшиты произвольно, а потом обрезаны при сборке. Но кроме импровизации в них есть очень тщательная работа с цветом и видно, какой линии она добивалась при сборке-волнистой,идущей в разных направлениях, что, в сочетании с тонкими полосами ткани разного цвета придает ее работе текучесть и движение. Это работа художника, который знает, чего хочет добиться в результате.

      Удалить
  3. Татьяна, спасибо за статью! Мне кажется, отсутствие страха тут тоже очень важно. И таки да, необходимо наличие плана. Хотя иногда просто приятно сесть, вывались перед собой кучу лоскутов и просто составлять из них полотно, не задумываясь о концепции)

    ОтветитьУдалить